facebook вконтакте instagram
Вверх
Сделай погромче

«Километры», монтажный стол, ножницы, скотч… Нет, это не игра «Найди лишнее слово». Это слова и предметы, которыми звукорежиссеры пользовались еще каких-то 15 лет назад.

 

Имя: Сергей БЕЛИН

Профессия: звукорежиссер радиостанции «Авторадио-Калуга»

Общий стаж работы: 25 лет

 

Звукорежиссером стал, чтобы не работать на заводе. Это финал истории о том, почему я выбрал такую профессию. Перед армией работал инженером по технике безопасности, но пришло время отдать долг Родине. Вернувшись из армии, хотел вернуться на прежнее место работы, но началась перестройка и волна массовых сокращений настигла и меня.

Стройбат научил уверенно держать в руке мастерок, поэтому я ушел на стройку. За месяц я зарабатывал полугодовую папину зарплату. Но однажды состоялся серьезный семейный разговор, в котором подняли тему необходимости стабильной работы с официальным трудоустройством, чтобы трудовая книжка лежала в отделе кадров, а не на антресоли. После этого было решено, что работать я буду на «Лампочке» – Калужском радиоламповом заводе. Но работать от звонка до звонка я не привык.

Встреча с Алексеем Алилуевым была судьбоносной. На тот момент занимался творческими проектами Молодежного творческого объединения «Лик». Леша спросил, не хочу ли я пойти звукооператором на «Городское радио». У меня не было ни знаний, ни опыта. «Ну, магнитофон у тебя есть?», – спросил он. «Есть», – ответил я. До завода я так и не дошел – написал заявление на работу в радиостанцию.

Когда началась работа, мне доверили монтаж. Я всё делал и со спокойной душой и счастливой улыбкой уходил домой. Только потом выяснилось, что Андрей Минаков, мой коллега, постоянно за мной перемонтировал. Об этом факте я узнал гораздо позднее, когда уже имел определенный опыт, и осознавать это было не так страшно.

Я жаждал  творческого развития.  Об этом знал и Андрей Минаков, который на тот момент работал на «ГТРК Калуга» на нелинейном монтаже видеопрограмм.

Уже в первые дни работы на «ГТРК» мне стало понятно, что я ничего не умею. Но благодаря корифеям этого дела, опыт со временем пришел. До сих пор помню клубы сигаретного дыма в аппаратной, когда глаза выскакивали от едкого смога, я смотрел на работу Владимира Васильевича Троицкого и запоминал все его действия. Это знаковая фигура и в моей биографии, и в медиа-истории Калуги: он стоял у истоков и принимал непосредственное участие в создании стереовещания в нашем городе. Тогда это был прорыв в радио и телевидении.

Поначалу я стеснялся своей профессии. Даже, когда в конце программы произносили фамилии тех, кто работал над ее созданием, я просил, чтобы моя фамилия не звучала. Причина в том, что в команде звукорежиссеров почему-то преобладали представительницы женского пола.

Звукорежиссер на радио – это творческая профессия, а не беспорядочное нажимание кнопок. Я был и, главное, чувствовал себя соавтором. Прямые эфиры на радио, запись калужских музыкальных коллективов – лишь часть того, что чем мы занимались ежедневно.

Я горжусь, что работал во времена отсутствия компьютера. В 90-е мы работали на пленочных магнитофонах. Пленка в простонародье называлась «километры». Это огромные бобины, которые нужно было поставить и зарядить. Представьте, в аппаратной стоит восемь магнитофонов размером с письменный стол. В каждом заряжена пленка: на одной записан голос, на другой – музыкальный ряд, на остальных – какие-то эффекты. Чтобы записать один небольшой ролик с голосом, музыкой и эффектами, нужно было успевать включать их поочередно или вместе. И если вдруг хоть на мгновенье ты не успел, то каждую пленку отматываешь обратно и начинаешь всё заново.

belin-1

Монтаж «ножницами» – еще одна фишка тех лет. Пленка резалась ножницами и на монтажном столе и с помощью скотча склеивалась. Большим счастьем было иметь в загашнике немецкий скотч, который, в отличие от отечественного, не расползался.

Работа пополняла не только мой багаж знаний и опыта, но и расширяла круг общения. Была тесная работа с Калужским областным драматическим театром, Александр Борисович Плетнев, Сергей Борисович Лунин, новые люди, люди искусства, совместные проекты на радио и вне радио.

Однажды Давид Матюхин, композитор, в те годы заведующий музыкальной частью нашего театра, пришел ко мне с предложением записать серию детских сказок. Первой сказкой была «Колобок». Работа над ней прошла на одном дыхании: запись голоса каждого персонажа в отдельности и целого детского хора, затем чистка и сведение. На это ушло всего два дня. Такого мы больше не смогли повторить: потом на каждую сказку мы отводили около двух недель. До сих пор проект выпускается и переиздается, а значит, что мой труд не потерял свою актуальность и востребованность.

belin-2

Еще одна гордость – запись русскоязычных текстов для фильмов ВВС. Их было безумное количество: часы отчитанных текстов дикторами перед микрофоном, а затем часы моей бессонной работы. «Дайте мне поспать!», – вот фраза, которую слышали от меня чаще всего. Единственное, что облегчало мне задачу – это не полный дубляж, когда диктор должен был произносить текст четко по движению губ, а VoiceOver (голос за кадром). Финальным аккордом этой работы стало русское озвучание документального оскароносного фильма.

На фильмах ВВС я научился видеть картинку. Я понял, как нужно выстраивать свет, композицию кадра, чтобы воплотить творческую задумку. Впоследствии этот опыт использовали мои знакомые при необходимости монтажа фильмов.

Себя не похвалишь – никто не похвалит. Меня приглашали для съемок и монтажа корпоративных фильмов, потому что многим нравилось, как я вижу. В частности мы снимали ролик для московской компании именно в Калуге.

belin-3

Из «ГТРК» я уходил со слезами на глазах. Не преувеличиваю: я подписывал заявление и плакал. Это большой и яркий период в моей жизни.

Я перестал стесняться профессии, когда я начал работать на «Авторадио».

Сейчас я работаю с рекламными аудиороликами. Это подразумевает плотную работу с дикторами.

От работы диктора зависит 90% успеха моей работы. С ними я дружу, общаюсь, чтобы они легко понимали, какие эмоции мне нужны при начитке текста.

Работа на радио сделала меня капризным в выборе радиостанций для прослушивания. Я переел эфирное поле, которое слышат все, поэтому купил интернет-радиоприемник, чтобы слушать эфирные не нашего города радиостанции с живыми ведущими. В том числе я это делаю с профессиональной точки зрения, чтобы что-то почерпнуть для своей работы.

Я приучил себя абстрагироваться от информации в рекламном тексте. Однажды Павел Селезнев попросил записать ролик об очередном концерте «Jazzatov Band». После того, как ролик был собран, Павел вежливо пригласил меня на концерт. «А когда концерт?», – спросил я.

Рекламный ролик я воспринимаю, как целую картину, которая звучит гармонично или нет. Для меня не существует текста отдельно от музыки.

Иногда или даже часто мое видение рекламного ролика и представление о нем рекламодателя расходятся. Поэтому фраза «клиент всегда прав» имеет место быть.

Я не могу не отметить, что звукорежиссеры дружат. Это очень приятный факт, который еще раз подтверждает, что я выбрал правильную профессию

belin-4

belin-5

—————————————
Текст: Татьяна Батаева

 

Читайте также...

Текст Вашего комментария*
Имя*

E-mail*

code

Нажимая кнопку «Отправить», я даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определённых в Соглашении на обработку персональных данных и Политике конфиденциальности.
  • Подписаться

    и получить бесплатно сборник статей портала

Получить консультацию у эксперта
Текст Вашего вопроса*

Имя*

E-mail*

В целях обеспечения функционирования сайта, проведения статистических исследований и обзоров, а также проведения ретаргетинга, на данном сайте используются cookie-файлы. Продолжая находиться на данном сайте, вы даёте своё согласие на использование нами cookie-файлов. Подробнее с условиями и целями обработки персональных данных вы можете ознакомиться в разделе «Политика конфиденциальности»

ПОНЯТНО, БОЛЬШЕ НЕ ПОКАЗЫВАТЬ
×